Аксамит – аналог парчовой ткани. Название это произошло от способа создания парчи. Для ручного прядения было характерно применение двух нитей основы и четырех нитей утка. Вначале полотно называли «шестиниткой» от греческого hexamitos. Более поздние вариации парчовых тканей стали называть аксамитами. Под этим понятием подразумевались плотные, тяжёлые материи, украшенные драгоценными камнями и расшитые тонкими нитями золота и серебра. Плотное плетение являлось основой под такой основательный декор. Ткань аксамит стоила баснословно дорого, поэтому ее могли себе позволить купить только очень обеспеченные люди. Из нее шилось праздничное облачение для церковных служителей и представителей знати. Носить подобные вещи было тяжело, поэтому их надевали только по особым случаям.
Основных видов аксамита было два. Это:
Подвидом петельчатого аксамита были двусторонние петельчатые полотна. Гладкий аксамит ткали саржевым плетением, а петельчатый создавали с помощью особого прутка. Его прокладывали после каждого ряда и оплетали основной нитью. После прохождения ряда пруток вытаскивали, и нить фиксировали. Так постепенно формировали петельчатую основу аксамита. Чаще всего петельчатый аксамит украшали орнаментами, свойственными восточному колориту. Вязь, растительные мотивы, стилизованные животные либо вышивали, либо создавали плетением вручную. С течением времени аксамитовые ткани стали искусно имитировать, тем самым делая ткань более легкой и пластичной.
По технике создания и декорирования ткани различали два вида аксамитов. Более ранний – это византийский аксамит, и более поздний венецианский.
Византия всегда славилась своими полотнами, сделанными на основе шелка. Считается, что сложносаржевое плетение с двумя основами было освоено и воплощено именно мастерами древней Византии еще в 5 веке нашей эры. Византийские ткачи создавали шестинитки расшитые золотом, серебром, а потом металлические нити стали использовать вводя непосредственно в состав ткани. Именно из тканного золотом и серебром материала шили облачения служителям византийской церкви и парадные одежды императора. Византийский шелк всегда имел орнамент характерный для того времени. Это могли быть растительные мотивы или стилизованные животные, которые по мнению мастеров являлись царями животного мира. В разные периоды это были: слоны, львы, орлы, позже медведи. Одеяния для священников расшивались согласно библейским канонам.
Флорентийский шелк — это загадочная ткань, которая появилась спустя несколько веков после того как перестали ткать венецианские ткани. Мастера древней Флоренции разработали новую технологию создания аксамита. Основное отличие флорентийского шелка от византийского в его отделке. Орнаменты вышивали тонкими нитями хлопка или льна, которые накручивали тонкие полоски золота и серебра. Тогда в почете были геральдические элементы, которые имели особый знак принадлежности к роду. Именно герб и его красивое оформление составляли орнамент флорентийского аксамита. Между византийским периодом и расцветом флорентийского ткачества прошло около 10 веков. Венецианский шелк выпускали гладким и петельчатым. Вышивки или тканые узоры наносили только на гладкий фон, петли оформляли не задекорированный материал. Сложно и очень трудоемко создавать шелковые материи с объемным декором. Такие материи постепенно сошли на нет из-за высокой стоимости и очень медленного их создания. Новые технологии постепенно вытеснили ручное плетение сложных аксамитов.
Понятие аксамит встречается крайне редко. Такие материи чаще можно встретить на Востоке, чем в современной Европе. Узорчатые ткани создают на станках и украшают люрексом. Это не только удешевило ткань, но и значительно ее облегчило. Интерьерный аксамит в широком ассортименте производят итальянские мастера. Древнее наследие флорентинцев не кануло в небытие, а продолжает радовать своим внешним видом любителей старины и роскошного стиля.
Саржевое плетение, которое применялось при создании аксамитовых полотен придавало им прочность и износостойкость. Кроме того, данные ткани имели следующие характерные черты:
Именно хорошая формоустойчивость была главным показателем аксамита, так как только цари и верховные церковники могли носить облачение, которое чуть ли не стояло колом и считалось символом величия.
Исторический аксамит можно встретить только в музеях. Так как созданные в давние века полотна сохранили свой внешний вид и до наших дней. Современный аксамит – ткань, созданная на основе вискозы или полиэстера и используется для оформления интерьеров. Тяжёлые даже по нашим меркам ткани используют для пошива классических портьер, стеновых панелей, обивки изголовья кровати, покрывал и декоративных подушек. Из таких полотен отшивают театральные занавесы и музейные декорации. Часто именно из аксамита, созданного в наши дни, производят костюмы для героев серединных эпох при постановке спектаклей или создании кино. Имитируя аксамит, создают современные парчовые ткани, у которых сфера применения значительно шире.