Изящные изделия без тканой основы, сплетенные из ниток ручным или машинным способом, называют ажуром. На французском название звучит как «видимый насквозь». Прозрачную ткань кружево отличают витиеватые узоры сравнимые по красоте с морозными на окнах. Только ткут их не из инея, а натуральных и искусственных нитей. Филигранно связанное полотно со сложными рельефными рисунками из повторяющихся раппортов используют для пошива одежды, нижнего белья, занавесей, скатертей. Существует и псевдоажур на плотной основе для обивки мебели, выполненный в этой технике.
Технику придумали итальянские мастера на рубеже XVI века. Скоро прикладным творчеством стали заниматься во Франции, Германии, других европейских странах. В XVII веке ремеслом увлеклись в патриархальной России. Так возникла мода на воротники и манжеты из кружевной ткани. В середине XIX века появились знаменитые вологодские и елецкие орнаменты. После изобретения станка в «кружевной» истории начался новый виток. Механизация ускорила и упростила производственный процесс. Сегодня их ткут вручную, на станках со встроенными компьютерами, воспроизводящими старинные рисунки по перфокартам.
Способов плетения узоров много. Для кружевной ткани мастерицы используют коклюшки – деревянные палочки диаметром 1 см с выемками вверху для наматывания нити от 4 до 9 пар. Для создания причудливых рисунков рукодельницы работают с 1500 штуками. Перебрасывая между собой, вязальщицы формируют разные узоры.
Парную технологию используют для мерных кружев – повторяющихся принтов: кружочков, столбиков, дуг без схемы. Способ применяют для изготовления штучных изделий – скатертей, салфеток.
Сцепная предполагает создание полотна фона из брид, перемычек и скреп. По этому принципу плетут известные вологодские кружева и гипюры. Фрагменты состоят из повторяющихся мотивов –деревьев, лапок, которые соединяют крючком. Из них вяжут палантины, кофточки.
Для сколочного плетения используют в работе контурные рисунки на плотной бумаге - «склок». Закрепляют на валике, втыкают булавки и по линиям делают ажур.
В французской технике фриволите используют челноки разных размеров, крючок и иглу. Плетут кружевную ткань с помощью двойных узелков. Используют для украшения домашнего текстиля, бижутерии. Распространенную технику макраме тоже относят к узелковой. Актуальна для изготовления шалей, палантинов, предметов декора. Ирландские изготавливают отдельными фрагментами, затем соединяют крючком на сетке.
Технология позволят плести ажур на хлопке, льне, муслине, искусственном шелке из однотонных и комбинированных цветных нитей. В состав ткани для кружева добавляют эластан, лайкру, вискозу, нейлон, полиэстер. Самая популярная – ажурная с добавлением синтетических нитей, используемая для пошива одежды на подкладке. По красоте не уступает гипюр, имеющий венецианское происхождение. Выпускают его на сетке и трикотаже с добавлением стрейча. Некоторые виды кружев выполняют только на конкретных фактурах.
Игольное кружево плетут на органзе или батисте с помощью иголки и нитей. Сначала на кальке делают схему, затем пристегивают крупными стежками к основе. По линиям вышивают контуры узора и заполняют с центра, кальку отпаривают.
Хартангер выполняют исключительно на белом льне. Сначала вышивают по контурам рисунок, ножницами убирают середину, сверху стежками создают паутинку.
Для ришелье берут батист, муслин, капрон, перкаль. Прежде на машине обметочными швами прошивают контуры, затем внутри вырезают ткань.
Эта одна из немногих тканей, узнаваемая с первого взгляда. Декоративное полотно:
привлекает оригинальным дизайном и филигранной работой;
имеет универсальное назначение;
износостойкое, хорошо держит форму и драпируется;
идеально для пошива праздничных нарядов, домашнего текстиля.
Однако изделия ручной работы дорого стоят. При этом полотно сложно кроить. Чтобы готовое изделие смотрелось эстетично, закройщики вынуждены подбирать рисунки. Кроме того, за тканью нужно тщательно ухаживать, соблюдая прописные правила.
Для начала изучают ярлык, чтобы узнать состав нитей. Если в составе присутствуют натуральные волокна, шторы, скатерти и одежду гладят через влажную марлю горячим утюгом с изнанки. Синтетика боится высоких температур, поэтому задают режим не выше 30-40°С. Накрахмаленные воротнички и манжеты утюжат носиком, чтобы не замять края. Объемные узоры запрещено отпаривать, иначе они потеряют рельеф и фактурность. Если х/б изделие после горячей глажки дало небольшую усадку, ничего страшного нет. При носке оно принимает первоначальную форму и размер. Вещи из ирландского ажура гладят исключительно по вертикали. Растянутые и высохшие на полотне изделия не нуждаются в глажке.
Уход за кружевом предполагает правильное хранения. Длинные ажурные ленты для отделки скручивают трубочкой и держат в коробке. Если это бижутерия, выполненная в технике макраме или фриволите с серебряными швензами, коннекторами хранят в zip-пакете или герметичной упаковке, чтобы избежать окисления металла. Соблюдение правил гарантирует вещам длительную эксплуатацию.
Деликатная ткань при эксплуатации и уходе требует осторожности. Мастера рекомендуют реже прибегать к влажной чистке, поскольку изделия из хлопчатобумажных ниток дают сильную усадку. Правило стирки:
одежду, скатерти, салфетки кладут в наволочку;
оставляют на 30 минут в теплой мыльной воде;
осторожно трут руками;
отжимают сминающими движениями.
После ополаскивания небольшие по размеру х/б изделия растягивают по ткани и прошивают края крупными стежками. Скатерти и носильные вещи выкладывают на простыню и заворачивают. Спустя 20 минут приступают к глажке. Этот прием защищает от деформации и сохраняет идеальную форму.
Как стирать кружево в лентах? Если это ажурные полосы для отделки, наматывают на стеклянный баллон и опускают в таз. Пыль смывают мыльной поролоновой губкой, ополаскивают под проточной водой. При необходимости подкрахмаливают – разводят кисель (2 ст. л. на 5 л) в воде и опускают изделия. Многие пользуются специальным аэрозолем в балкончике.
Для придания белизны перед процедурой полотно обрабатывают перекисью водорода. Средство вливают в горячую воду из расчета 200 мл на 10 л воды. Банку выносят на воздух и оставляют для полного высыхания. Если на скатерти имеются пятна, используют современную химию без хлора. Многие хозяйки выбирают бабушкин рецепт: густо намыливают сухую ткань хозяйственным мылом, затем ополаскивают.