Тафтинг – это особый вид рукоделия, который сочетает в себе обычную вышивку и создание ковров. Только в отличие от плетения ковров, коврики в технике тафтинг делают из пучков нитей. Для этого используют плотную основу, специальную иглу или пистолет и акриловые нити. Рисунок для коврика каждый создает сам или использует готовые трафареты.
Особенности работы в стилистике тафтинг
«Тафтинг» в переводе с английского означает «пучок шерсти». Именно из таких пучков в конце 19 века было модным создавать декор для одежды или интерьера. Для этого использовали специальные устройства, похожие на пуансоны. С их помощью можно было вставить в иглу нить разной толщины. Современная игла более удобное приспособление для тафтинга, так как она способна протыкать плотную тканую основу. Именно основа играет важную роль при создании ковриков из акриловых нитей. Так как коврики очень пышные, то в качестве основы выбирают материал плотный, который способен удержать большое количество пучков. Панч-иглы, с помощью которых работают мастерицы, протыкают основу не один раз, это сказывается на ткани и не ее прочностных параметрах. Более современное устройство – тафтинговый пистолет упрощает создание вышивок, узоров на тканях и ковров. Ткани, которые берутся за основу ковровой вышивки имеют особое исполнение.
Основные свойства ткани для тафтинга
Тафтинг – ковровая вышивка осуществляется методом постоянного прокалывания тканой основы иглой или специальным пистолетом, чтобы закрепить пучок нитей. В качестве основы берется ткань, которая выдерживает такие нагрузки и способна сопротивляться им в течение всей работы. Она не только должна быть прочной и плотной, но и удерживать весь рисунок, созданный таким образом. Для ковровой основы подходят ткани, обладающие следующими свойствами:
- формоустойчивость;
- стабильная структура;
- сопротивляемость разного рода воздействиям;
- высокая плотность;
- прочность;
- эластичность;
- специально подобранный состав.
Для неполной вышивки выбирают ткани с особой текстурой или цветовым фоном, который будет являться основным при нанесении рисунка. Если ковровая вышивка наносится на одежду, то ткань должна хорошо переносить стирку, не впитывать запахи, дышать и отводить излишки влаги от тела человека. В идеале ткань основы для одежды должна быть натуральной и комфортной в носке.
Виды тканей для вышивки ковров и ковровых изделий
Как было сказано выше, ткань для тафтинга должна обладать несколькими параметрами. Для ковровой вышивки применяют следующие плотна:
- Мешковина. Это ткань, полученная с помощью полотняного переплетения толстых нитей, имеющих природное происхождение. Для этого применяют традиционный материал – коноплю, крапиву, хлопок, лен, джут, канатник и другие жесткие лубяные волокна природного происхождения. Как ни странно, именно лубяная мешковина часто используется для рукоделия. Она обладает прочностью, устойчивостью к деформациям, ее можно стирать и даже гладить. Ее плотность варьируется от 155г/м² до 420г/м². Это позволяет ткани хорошо держать форму, не рваться в процессе работы, иметь устойчивость к механическим воздействиям как при проведении работ, так и после этого. Мешковина может иметь натуральный цвет или отбеленный, который чаще всего и применяют для рукоделия. Также можно купить ткань, окрашенную в разные тона. Для пошива одежды мешковина не применяется;
- Двунитка. Этот особо прочный материал производят из двух нитей разной толщины. Иногда применяют нити разного состава, реже одинаковой толщины. Производят его при помощи полотняного плетения или плетения рогожка. Ткани, используемые для пошива, создают с помощью жаккарда или атласного плетения. В любом случае, двунитка подходит для тафтинга по всем своим параметрам. Она традиционно изготавливается из хлопка, но встречаются смесовые с полиэстером варианты. Полотняная ткань визуально представляет собой полотно, напоминающее холст. По нему очень удобно вышивать, практически не нужно использовать разметку. Она легко прокалывается иглой и пистолетом, не рвется и хорошо держит форму. Ее можно стирать, ткань достаточно эластична, выдерживает не один цикл стирки, сохраняя цвет и яркость. Используется для пошива одежды, так как ее плотность варьируется в пределах 200-250г\м²;
- Лен. Традиционный материал который используют для вышивки разными способами включая ковровую. Плотность этого жесткого материала также зависит от толщины нитей и способа создания. Полотняная ткань, созданная в две нити с лихвой заменяет искусственную основу, но при этом она жесткая и не эластичная. Для одежных вариаций используют лен смесовый. Он более мягкий и податливый. Цвет льна натуральный, встречаются гладкоокрашенные полотна, но они имеют смесовый состав;
- Габардин. Ткань, создаваемая саржевым плетением. Она редко имеет полностью натуральный состав. За счет плетения обладает рубчиком по всей поверхности ткани. Если это смущает, то такую ткань не используют. Ковровая вышивка на габардине смотрится оригинально и нетривиально. Ее плотность достаточна для создания ковриков и одежды. Саржевое плетение очень прочное. Созданная с его помощью ткань не впитывает влагу, дышит, держит форму и имеет выраженную плотность;
- Хлопковая джинса. Ткань аналогична габардину. Имеет хлопковый или смесовый состав. Применяется для одежды и для лоскутного шитья украшенного ковровой вышивкой. Работать с ней сложнее, чем с двуниткой или мешковиной.
Кроме перечисленных материй, для вышивки используют специализированную ткань «monk’s cloth». Производят ее за границей, купить в России ее достаточно трудно. Так многие маркетплейсы предлагают китайский ее вариант, но он далек от оригинала. Плотность ткани подбирается под мощность тафтингового пистолета или толщину иглы. Чем тоньше игла, тем более плотной должна быть ткань. Также учитывают назначение коврика или это будет одежда. Чтобы вышивка сохраняла свою форму, подбирают плотность ткани, пряжи и номер иглы.